Пасха – важнейший христианский праздник – в этом году выпадает на 20 апреля, и в этот день праздник будут отмечать христиане крупнейших конфессий во всем мире.
Что означает Пасха для верующих, каков ее истинный смысл? Как церковные праздники влияют на духовную составляющую общества? Какова их роль на пути к построению межкультурного и межнационального диалога?
На эти и другие вопросы ответили первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим КОЗЛОВ и генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер Курии Архиепархии Божией Матери в Москве священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Александр
Что означает Пасха для верующих, каков ее истинный смысл? Как церковные праздники влияют на духовную составляющую общества? Какова их роль на пути к построению межкультурного и межнационального диалога?
На эти и другие вопросы ответили первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим КОЗЛОВ и генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер Курии Архиепархии Божией Матери в Москве священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Александр
В этом году Пасха отмечается православными и католическими верующими в один день. Несет ли данный факт, на Ваш взгляд, какой-то скрытый смысл? Станет ли это поводом для укрепления межконфессионального диалога?
Максим Козлов
Есть вещи, которые происходят регулярным порядком. Некоторые происходят совсем регулярно, как солнечные или лунные затмения. Некоторые с чуть большей периодичностью. Вот так с чуть большей периодичностью, на памяти каждого взрослого человека это уже было несколько раз, происходит совпадение двух пасхалий – традиционной восточной, которая построена на установленных вселенских соборах, и западной, которая в нынешнем виде оформилась первоначально для католиков, а теперь используется и большинством протестантского мира. Не все, предположим, баптисты в России следуют православной пасхалии. Чрезвычайного значения я бы этому совпадению не придавал. Конечно, его всякий раз можно будет использовать, и полезно, наверное, будет использовать, чтобы христиане напомнили себе о словах Спасителя – да будут все едины, и о том, что заповедь о единстве верующих во Христа никогда не должна уходить на периферию нашего духовного зрения. Единстве не как дипломатическом компромиссе, путем переговоров иерархов оно никогда не может быть достигнуто, а о единстве как осознании себя по одну сторону баррикад по сравнению с секулярным гуманизмом или господствующей идеологией общества потребления, определяющими в значительной мере современное массовое сознание. И о том, что вообще весь христианский мир сейчас стоит в радостном ожидании того события, которое является основой веры для всех христиан, пусть это будет поводом к тому, чтобы верующие во Христа вспомнили о главных ценностях нашей веры.
Игорь Ковалевский
Конечно, когда православные и католики празднуют Пасху в один день, радость Воскресения Христова чувствуется особо ярко. Я помню по прошлым годам, когда мы праздновали Пасху вместе, многие верующие переживали эти праздники особым образом, поскольку и наши братья православные тоже отмечали этот праздник, и это было видно везде и даже в культуре. Так что надеюсь, что действительно совместное празднование позволит нам более глубоко пережить эти пасхальные торжества. Хочу отметить, что в этом веке мы чаще будем отвечать Пасху вместе с православными, такие совпадения будут более частыми, чем в веке предыдущем.
Алексей
Как вы считаете, стало ли сейчас наше общество больше тяготеть к духовности, обращаться к церкви, задуматься о чем-то большем, чем о потреблении?
Максим Козлов
Мы сейчас находимся, на мой взгляд, в очень ответственном, напряженном, непростом периоде развития нашей родины, который я бы назвал периодом надежды, надежды на нравственный и духовный перелом, который может произойти, для которого есть основания, есть предпосылки. Есть определенное движение в эту сторону, в сторону традиционных нравственных ценностей, уважения семьи как союза мужчины и женщины, уважения родителей, любви к Родине, понимания того, что есть в этом мире то, что выше и значимее моего комфорта, моей карьеры, моих удобств в этой жизни. Я бы не сказал, что эта тенденция на сегодня является господствующей. Но, оглядываясь в ситуации современного мира на другие государства, другие типы цивилизации, скажу так, что если где эта надежда есть – то есть она на нашей родине, или в тех странах, которые в широком смысле слова можно назвать принадлежащими к ареалу восточно-христианской православной цивилизации.
Игорь Ковалевский
С одной стороны, конечно, в российском обществе существует огромный интерес к проблемам духовности. Но это относится не только к российскому обществу. Каждый человек все равно ощущает эти проблемы, даже если он погряз полностью в материальном. Но здесь работы именно для России – непочатый край. Дело в том, что уровень реальной религиозности у нас в стране очень и очень низкий, в отличие от декларативной религиозности, которая у нас высокая. Однако реальные религиозные практики у нас оставляют желать лучшего. У нас один из самых низких процентов в мире, и даже многие либеральные европейские страны нас опережают. К сожалению, это проблема, которая до сих пор над нами стоит, и мы обязаны ее решать. Прежде всего это Русская православная церковь, но и другие религиозные конфессии.
Дмитрий
В связи с сегодняшней ситуацией на Украине, о чем было бы уместно сказать сейчас им, как поддержать их в тяжелый период?
Максим Козлов
Мне кажется, что сейчас и в российско-украинских отношениях, и в отношении того, что происходит на территории украинского государства, для верующих людей есть возможность напомнить себе, своим близким и окружающим о том, что мы веруем в того, кто сильнее князя мира сего. Кто сильнее отца всех разделений, врага рода человеческого. Кто не силой внешних убеждений, политических инструментов, военной силы, но духовной победы, смирения и кротости жертвы смог однажды победить зло, грех в человеке, и открыть для всего человечества ту эру, которую даже люди не очень верующие называют новой эрой. Ведь само наше летоисчисление как новая эра, как наша эра ведется от Рождества Христова, от того, что Господь принес в своем удивительном подвиге. И вот эта надежда, что вопреки эмпирической реальности, вопреки событиям сего дня есть тот, кто непобедим, и есть церковь, которую, по его словам, не одолеют врата ада – пусть будет надеждой для всех нас, и для россиян, и для украинцев, и для всех, во Христа верующих.
Игорь Ковалевский
Среди наших верующих в России очень многие люди имеют украинское происхождение, я в том числе. Украина – это страна, которая для них является исторической родиной, и судьба ее им небезразлична. В течение Великого поста мы уже молились в католических приходах в России о справедливом мире на Украине, об общественном согласии, Божьем благословении. О том, чтобы народы России и Украины жили в братской любви. И эти молитвы у нас продолжаются. И наверное, самое лучшее, что мы можем как церковь сделать – мы призваны молиться о мире, и мы молимся.
Анна
Общаетесь ли Вы с духовенством на территории Украины?
Игорь Ковалевский
По линии Епископской конференции, а также по другим оказиям мне приходится общаться с разным духовенством разных стран, в том числе и с духовенством Украины, по разным вопросам. Однако я не хотел бы политизировать именно это общение поскольку мы обсуждаем прежде всего различные пасторские проблемы и вызовы, которые стоят перед церковью.
Максим Козлов
В частном порядке. У меня есть друзья и знакомые, которые живут в разных регионах Украины. Люди в общественно-политическом отношении разных взглядов, весьма неоднозначно, весьма разнородно оценивающие нынешние события. Но для всех них чрезвычайно важным внутренним переживанием является сейчас переживание о сохранении единства православной церкви, о преодолении расколов и о недопущении политических страстей в ограду церковную.
Александр
Несколько советов верующим – как стоит провести последние дни перед Пасхой и сам праздник.
Максим Козлов
Хочу пожелать всем, и нашим постоянным, воцерковленным прихожанам, и многомиллионной пастве Русской церкви, и людям, только подходящим к ограде церковной, в особенности тем, для кого эта Пасха может оказаться первой сознательной Пасхой в их жизни, постараться прикоснуться к Пасхе именно как к духовному празднику, как к основе христианской веры. Бог даровал нам жизнь вечную своей жертвой во Христе и своим Воскресением. И это победа, победившая мир, с осознанием которой ничего не страшно. Поэтому постараемся, насколько возможно, прикоснуться к тем великим богослужениям, которые будут совершаться в дни Великой пятницы, Великой субботы, Светлого Христова Воскресенья в православных храмах. Постарайтесь прийти на службу не на 5-10 минут, не посмотреть на Крестный ход и уйти к обильным столам. А пережить ночное пасхальное богослужение, как, по слову священника Павла Флоренского, ярчайшее доказательство истинности христианства и бытия Божия. Отложить на время аргументы, собственное мнение о духовенстве, иерархии, вообще о позиции церкви, а помнить, что церковь – не общественный инструмент, не то же самое, что клуб филателистов или профсоюз, а богочеловеческий организм, в котором можно вдруг для себя, и на Пасху особенно можно, когда небо так открыто, соприкоснуться с реальностью, с которой нигде больше, кроме как в церкви, ты причастным оказаться не можешь. Дай бог с этой реальностью встретиться, соприкоснуться.
Игорь Ковалевский
Прежде всего, я бы хотел подчеркнуть духовное измерение всех пасхальных торжеств. Я бы советовал верующим больше внимания уделять в эти дни молитвенным размышлениям, размышлениям над библейскими текстами. Библейские чтения на Пасху имеют глубинный смысл. Это чтение Ветхого Завета и Нового Завета. Верующий человек, которому небезразлична его вера, и который желает жить этой верой, не может не размышлять над великой тайной искупления человека, тайной, которую на самом деле мы никогда до конца не познаем, будем только приоткрывать ее завесу. Поэтому никогда нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно размышлять, восхищаться этой великой тайной, которая есть Бог, ставший человеком и искупивший нас.