18 октября 1921 года Советское правительство приняло декрет о создании Крымской АССР в составе РСФСР. Полуостров, разрушенный после гражданской войны, стал полноценной частью советской России.

Какой импульс для развития получил Крым после учреждения автономии? Какие меры принимало советское руководство для поддержания межнационального согласия на территории Крымского полуострова?

Как развивалась система образования в Крымской АССР? На эти и другие вопросы ответил доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД РФ, главный специалист научного сектора Российского военно-исторического общества Николай КОПЫЛОВ.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Андрей Белогорцев
Какими полномочиями было наделено руководство Крымской АССР после ее создание в составе РСФСР?
Николай Копылов
Автономная республика Крым была создана в составе Российской Советской Федеративной Социалистической республики в 1921 году. Она была наделена всеми правами советской социалистической республики, наряду с другими автономиями, как то: собственность управления с центральным исполнительным комитетом во главе; право рассмотрения и утверждения собственного крымского бюджета; право выдвигать местное население на руководящие должности в управленческом аппарате и аппарате местного самоуправления. Затем также Крым получает свое административное деление. В итоге к 1937 году, то есть к принятию второй Конституции, в Крыму насчитывалось около 17 округов. Можно говорить о том, что была создана классическая автономная республика по советской модели. Также Крым как автономная республика был представлен и в системе Верховного совета Союза ССР, то есть в Палате национальностей, или Совете национальностей, и Совете старейшин.
Анна
В каком состоянии находилось сельское хозяйство и промышленность Крыма в постреволюционный период? Какие меры были предприняты для улучшения ситуации в данных сферах хозяйственной деятельности?
Николай Копылов
Гражданская война, естественно, оставила свой след в Крыму. Это предприятия, разрушенная инфраструктура. Поэтому начиная с 1921 года перед советским правительством стояла задача восстановления крымской экономики. Для этого, как было принято в советской системе, идет выделение бюджетных средств на развитие крымских предприятий, старых, еще оставшихся от царской России верфей, заводов, и создание новых промышленных объектов. Прежде всего, в Крыму создавались заводы по добыче и переработке удобрений, во-вторых, было реконструировано сельское хозяйство, и прежде всего это знаменитая крымская система виноградарства. Затем Крым, начиная с конца 20-х годов, принимает участие в процессе коллективизации и индустриализации. Начиная с 1921 года в Крыму создаются сельскохозяйственные коммуны, а затем уже, с 1929 года, создается система колхозов, которая также дотируется из Москвы. Можно говорить о том, что к 1941 году автономная республика занимала свое прочное место в экономической системе Советского Союза. За 20 лет была восстановлена, реконструирована старая экономическая система. Экономика получила новый толчок к развитию, как путем перечисления бюджетных средств, так и путем направления в Крым кадров и специалистов, прежде всего инженеров и экономистов. Плюс создание своей системы подготовки для экономики Крыма, это специальные учебные заведения, где и система переподготовки, и повышения квалификации.
Дмитрий
Как развивалась система образования и науки Крымской АССР?
Николай Копылов
Что касается образования и вообще науки в Крыму, то в советский период Крым занял прочное место и в этой системе. Во-первых, к началу войны в Крыму действовало 7 высших заведений, свыше двухсот школ, причем школы были и национальные – для крымских татар, для евреев, для русского населения. Плюс к этому создается система подготовки технических работников. В Крыму всегда действовало отделение Российской Академии наук. Крым был центром развития отечественной научной археологии, научно-исторического исследования. Многие известные советские ученые связаны именно с Крымом. Поэтому можно говорить о том, что в принципе Крымская АССР действовала в научном составе СССР. Более того, многое из того, что было создано в Крыму в научном плане, функционировало и после 1921 года, и сейчас получает второй толчок, второе дыхание. Если вернуться на уровень среднего и среднеспециального образования, то к 1939 году 75% населения СССР уже имели среднее образование, получали высшее, и жители Крыма, естественно, входили в эту статистику.
Егор
Как решались вопросы поддержания межнационального согласия на территории Крымской АССР? Насколько я понимаю, ни одна из национальностей Крыма не была обделена вниманием.
Николай Копылов
Да, вы правы. Здесь, во-первых, нужно говорить об общенациональной политике в Советском Союзе, а во-вторых, надо помнить, что Крым собой представляет довольно пестрое полотно в национально-этническом плане. Это и довольно высокий процент русского этнического населения, потомки переселенцев 1861 года, это крымские татары, караимы. Во-первых, с самого образования Крымской автономной республики на руководящие посты, так же, как и в других автономиях, выдвигались коренные представители полуострова, и прежде всего крымские татары. Во-вторых, с середины 20-х годов там проходили эксперименты по созданию еврейских колоний, общин и коммун. Более того, можно и нужно говорить о том, что в системе исполнительного комитета Крыма каждая из национальностей имела свое представительство в виде бюро – это русское бюро, татарское, караимское и даже эстонское бюро. Хотя проживающее в то время в Крыму эстонцев было довольно невелико. Естественно, начиная с 30-х годов ситуация несколько менялась, но это из тех политических процессов, из национальной политики, которая проходила во всем Советском Союзе. То, что Сталин в свое время вел борьбу с мелкобуржуазным национализмом. Прежде всего к местному руководству прикреплялись вторые секретари бюро, вторые секретари Центрального исполнительного комитета из русскоязычного населения. Но в целом советская власть применяла различные способы не допустить конфликтов межэтнических, межнациональных на территории Крыма. И прежде всего образование, образование на национальном языке здесь играло довольно большую роль.
Мнение участников конференции может не совпадать с позицией редакции